Новость от 02.07.2014, добавлена в 13:52 в категории: Экономика2337 просмотров 0 комментариев
С 1 октября в России введен в действие новый режим налогообложения нефтяной отрасли, получивший название «60-66», который призван стимулировать увеличение добычи и углубление переработки нефти.
Правительство России определилось с основными векторами развития нефтянки. С одной стороны, необходимо поддержать добычу, которая последнее время замедлила темпы роста. С другой стороны, надо ускорить модернизацию российских нефтеперерабатывающих заводов – увеличивать глубину переработки и наращивать объем выпуска высококачественного моторного топлива. Ведь абсолютное большинство заводов в стране построено в советское время более четверти века назад и требует коренной реконструкции.
Модернизацию НПЗ должен был подстегнуть утвержденный в 2008 году Технический регламент по топливам, который устанавливал четкий график перехода предприятий на производство бензина и дизельного топлива, соответствующего европейским стандартам Евро-4 и Евро-5. Однако даже первый шаг – переход с начала 2011 года на выпуск топлива стандарта Евро-3 (который давно не используется в Европе) – привел к дефициту бензина и росту цен. Многие заводы оказались не готовы к переходу на новые стандарты. В результате график введения Техрегламента был пересмотрен, а призывы к модернизации и нормативные ограничения государство решило подкрепить экономическими стимулами, ужесточив налоговый режим для темных нефтепродуктов. Система «60‑66», которая заработала с 1 октября 2011 года, предусматривает снижение примерно на 7% экспортной пошлины на нефть. Теперь при ее расчете в формуле будет учитываться не 65, а 60% разницы между ценой, определенной на основе мониторинга цен мирового рынка и ценой нефти в $182,5 за тонну, ниже которой пошлина не взимается. При этом ставки экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицируются на уровне 66% от пошлины на нефть.
По расчетам Министерства энергетики РФ, федеральный бюджет ничего не потеряет от снижения пошлин на нефть, поскольку выпадающие доходы будут компенсированы повышением пошлин на темные нефтепродукты примерно на 19% – с 46,7 до 66% от уровня пошлины на нефть. Постановление правительства предусматривает, что с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть. Таким образом, уже сегодня резко снижается эффективность экспорта темных нефтепродуктов, прежде всего мазута, и нефтяные компании получают предупреждение, что через три года экспорт мазута будет приносить только убытки – ведь его доставка на внешние рынки кратно дороже, чем транспортировка нефти. Если с повышением пошлин на темные нефтепродукты все понятно – нефтяников вынуждают сокращать производство и экспорт мазута, то со светлыми нефтепродуктами ситуация сложнее. Пошлина на средние дистилляты практически сохраняется на прежнем уровне, а на бензины – прямогонные и товарные – сохраняется на запретительном уровне в 90% от пошлины на нефть. Производство этих нефтепродуктов должно быть ориентировано прежде всего на внутренний рынок.
Как известно, экспортная пошлина на бензин была повышена с 60 до 90% от пошлины на нефть с мая 2011 года в связи с резким ростом цен и на фоне дефицита бензина в ряде регионов России. Поскольку действие запретительной пошлины на бензин в дальнейшем не отменили, правильнее было бы называть новый налоговый режим «60‑66‑90». Согласно постановлению Правительства РФ, ставка экспортной пошлины на бензин будет действовать и после 1 января 2015 года. Новый налоговый режим выгоден для большинства отечественных нефтяных компаний, поскольку дополнительные доходы от экспорта нефти у них с запасом компенсируют потери от роста пошлин на темные нефтепродукты. В сложном положении, по расчетам Минэнерго, оказываются только две компании – «Башнефть» и «Татнефть», доходы которых сократятся. У «Татнефти» – поскольку на ее новом НПЗ «Танеко» пока не развиты вторичные процессы и более 60% продукции приходится на темные нефтепродукты. У «Башнефти» – поскольку до 50% сырья для своих НПЗ компания закупает у других производителей по ценам, привязанным к ценам мирового рынка. «Башнефть» и налоговый режим «60‑66».
В ходе пресс-ланча 8 сентября Президент ОАО АНК «Башнефть» Александр Корсик прокомментировал журналистам последствия введения нового налогового режима. «С точки зрения страны, я считаю, это абсолютно правильное решение. Дело, как всегда, в деталях – как вместе с водой не выплеснуть младенца. Мы оказались в роли этого младенца, поскольку, к сожалению, режим «60‑66» выгоден для всех нефтяных компаний, кроме «Башнефти». Это не наш расчет, это расчет Минэнерго, с которым мы согласны. Расчет показывает, что при введении режима «60‑66» «Башнефть» теряет в районе 150–200 млн долларов в год в зависимости от цены на нефть и других экономических условий.
В этой ситуации мы, естественно, обратились в государственные органы, предложив, чтобы нам компенсировали потери. На мой взгляд, это справедливо, поскольку наша нефтепереработка является одной из лучших в стране, мы вложили значительные средства в модернизацию НПЗ. «Башнефть» может производить топливо Евро-3, Евро-4, Евро-5 в сроки, установленные техрегламентом. Поэтому было бы неправильно нас наказывать. Думаю, мы нашли понимание у государства. По крайней мере на совещании по вопросам развития нефтепереработки в Киришах премьер-министр Владимир Путин сказал, что позиция «Башнефти», на его взгляд, является справедливой.
Мы ведем переговоры с Минэнерго, Министерством экономики и Минфином. Идея заключается в том, чтобы получить компенсацию ровно в том объеме, в котором мы теряем. Мы не хотим ничего больше. Мы предложили вариант обнуления НДПИ для месторождений компании, где содержание серы в нефти выше 4,5%. При таком варианте от снижения НДПИ мы получим то же количество денег, которое потеряем, а государство не потеряет ничего. Наш расчет предполагает, что при нулевом НДПИ мы сможем добыть на этих месторождениях дополнительную нефть, а государство получит дополнительные налоги. Если мы получаем эту компенсацию, то намерены продолжать нефтепереработку в соответствии с действующими планами. Мы будем делать все возможное, чтобы заработать деньги и обеспечить нефтепродуктами те регионы, в которых мы присутствуем. Мы выполняем все обязательства по поставкам бензина. С апреля-мая мы выпускаем максимальное количество моторного топлива, делаем то, что требуется государству.
Возможно, это не вполне экономические методы регулирования, но такие методы существуют везде, где есть нефтяные компании, в любой стране мира. Есть некие договоренности, государство обращается к компаниям с некими просьбами, и нефтяные компании рассчитывают на некую взаимность, если у них возникают какие-то проблемы. Я очень рассчитываю, что наше предложение будет принято, тем более что премьер-министр сказал, что, на его взгляд, это справедливо. Если по какой-то причине мы не получим компенсацию, то, наверно, будем вынуждены снижать объемы переработки за счет сокращения закупки западносибирской нефти. Насколько? Все зависит от конкретных условий. Мы анализировали более сотни разных вариантов. У нас есть разные сценарии развития в зависимости от того, получим мы льготы по НДПИ или нет, в зависимости от цен на нефть, и мы будем двигаться по одному из этих сценариев. Надеюсь, переработку сокращать не придется, потому что это неправильно с точки зрения интересов страны. Зачем снижать нефтепереработку на хороших заводах, которые обеспечивают огромное количество регионов высококачественным топливом, в то время как в стране есть «самовары»? Именно они после введения новой системы должны потухнуть. При этом введение новой налоговой системы для нас точно не будет неожиданностью.
Мы к этому начали готовиться давно. Мы понимаем, как надо работать. Мы понимаем, что даже если государство примет наши предложения о компенсациях, то решение по НДПИ не может вступить в действие с 1 октября, потому что оно требует изменений в законодательстве, которые вводятся только с 1 января следующего года. В четвертом квартале в зависимости от того, какие будут цены на нефть, какие будут цены на нефтепродукты, мы будем от месяца к месяцу заниматься оптимизационным планированием, перерабатывать тот объем нефти, который позволит нам получить необходимый доход. С одной стороны, я говорю, что мы потеряем деньги, а с другой стороны, у нас нет ничего катастрофического, мы живем, развиваемся. Так что жизнь продолжается».
P. S. Когда верстался номер, стало известно, что Министерство финансов поддержало предоставление «Башнефти» и «Татнефти» налоговых льгот по НДПИ для компенсации выпадающих доходов от введения налогового режима «60‑66». Мы будем следить за развитием событий.