Новость от 28.12.2015, добавлена в 19:25 в категории: Мероприятия3157 просмотров 0 комментариев
Недавно в редакции «Сургутской трибуны» состоялась не совсем обычная пресс-конференция депутатов думы ХМАО-Югры Любови Малышкиной и Дмитрия Попова. За чашкой чая в обстановке открытого и честного диалога журналисты получили ответы на актуальные вопросы, посвященные итогам работы окружного парламента за 2009 год и перспективам на ближайший период.
– Каковы ваши ощущения от работы в условиях экономического кризиса?
Д.П.: – Это непрос-тое для всех время. Не только для жителей Сургута, Югры, России, но и в целом для мирового сообщества. Последствия кризиса в нашем регионе ощущаются в меньшей степени, но они есть. Работать стало тяжелее, но оптимизма, надежд на преодоление сложившейся экономической ситуации – больше. Появилась уверенность, что второй волны кризиса не будет. 2010 год будет таким же трудным, а в 2011-м (по крайней мере, по бюджетному обеспечению) планируется выход на докризисный уровень, на показатели 2008 года.
– Были какие-то изменения в работе депутатов в 2009 году?
Л.М.: – Интенсивность нашей работы осталась на том же уровне. В последнее время мы находимся в состоянии реформирования во всех сферах, меняется федеральное законодательство, поэтому необходимо синхронно приводить в соответствие и региональные законы. Другое дело, что в думе мы работаем не первый год.
В период привыкания к новому уровню деятельности законодательного органа власти приходилось затрачивать гораздо больше знаний и усилий. Сейчас нам уже понятен весь процесс формирования бюджета, с правительством округа наладился конструктивный диалог, при обсуждении и принятии законопроектов открыто, не стесняясь, высказываем свою позицию. Конечно, многие вопросы решаются далеко не легко. Например, правительство сокращает время на рассмотрение бюджета, пытается сузить возможности для диалога. Раньше бюджет на комиссиях рассматривался более основательно. Однако стоит отметить, что как депутаты учатся работать, так и правительство применяет новые подходы во взаимодействии с законодателями.
Д.П.: – На мой взгляд, каждый год труден по-своему. Первый год был очень сложным, потому что, даже имея за плечами опыт работы в городской думе, сложно было дать себе отчет, что при распределении того же бюджета экономика практически закончилась и большую роль стала играть политика. В муниципальном представительном органе власти нам приходилось сталкиваться с сугубо экономическими обоснованиями и расчетами принимаемых решений.
Этот год для меня, члена бюджетной комиссии, был труднее в плане ответственности за принятие решений. В марте прошлого года пришлось секвестировать бюджет почти в два раза, на 49,9 процента по доходной части. Практически на каждом из девяти заседаний думы приходилось вносить изменения в основной закон Югры и прогнозные показатели на 2010-2011 гг. Радует, что с каждым заседанием и по расходной, и по доходной части увеличивался бюджет. В итоге с 70 млрд рублей на момент секвестирования к концу года бюджет увеличился приблизительно до 109 млрд рублей по расходам и доходам.
Нужно учитывать, что у муниципалитетов на счетах есть еще значительные остатки неиспользованных средств: по разным данным, от 12 до 25 млрд рублей. Они образовались потому, что вплоть до последнего заседания думы, состоявшегося 26 декабря, депутаты распределяли дополнительные средства. Естественно, до конца года эти средства остались неосвоенными, став своеобразным заделом на 2010 год. Отмечу также, что, изменяя бюджет хотя бы на один рубль, его нужно провести по всем классификаторам и по всем бюджетополучателям, а это очень кропотливая работа.
В целях снижения затрат на содержание депутатского корпуса в 2009 году было принято, на мой взгляд, не совсем корректное по отношению к депутатам решение – о проведении заседаний комиссий, фракций, депутатских совещаний и самого заседания думы в один день. Если учесть, что за девять заседаний было рассмотрено более 400 вопросов, примерно 45 на каждом, а в повестке дня и 54, и 70 вопросов, то можно представить весь объем информации, который необходимо проанализировать, а потом подготовить предложения! Перед последним заседанием думы в январе этого года мы провели совместное собрание всех четырех комиссий, чтобы выслушать ответственных по тому или иному вопросу, потом работали во фракции, а к 15.00 нужно было принимать участие в самом заседании. Такая интенсивность работы приводит к тому, что на заседании мы даже не всегда успеваем обсудить информацию правительства округа, предоставленную в ответ на наши запросы.
– Дмитрий Валерьевич, есть ли в думе так называемая «сургутская фракция»?
– Да, депутаты в зале заседаний размещены по географическому принципу. Поэтому мы все сидим в одном ряду: Юрий Иванович Важенин, я, Алексей Владимирович Андреев, Сергей Викторович Кондаков и Любовь Альфредовна Малышкина. Конечно, все вопросы, которые касаются Сургута и района, мы предварительно обсуждаем. Но сказать, что есть фракция, которая имеет определенный перевес в думе, нельзя – представительство от Нижневартовска выше. Дело в том, что у нас нет такого лоббизма, когда каждый из 28 депутатов отстаивает интересы только своей территории, а потом хвастается перед избирателями, что отвоевал, условно говоря, 3 рубля или 3 млн рублей. В думе округа все по-другому. При принятии решения по распределению бюджетных средств мы смотрим на состояние дел в других муниципалитетах, сравниваем, выслушиваем своих коллег из всех регионов Югры.
Л.М.: – При необходимости после обращения к нам глав муниципалитетов готовим совместные обращения к губернатору, ведь они значительно эффективнее, чем индивидуальные. Практика показывает, что как только мы поддерживаем впятером тот или иной вопрос, то он, как правило, решается положительно. Однако на то должны быть веские экономические причины и обращения в наш адрес глав Сургута или Сургутского района.
Д.П.: – В этом отношении депутаты от Сургута всегда поддерживают инициативы, которые озвучивает Любовь Альфредовна Малышкина, представляющая Сургутский район, а она поддерживает наши предложения. В такой ситуации сложно разделить интересы наших избирателей: большое количество жителей района трудятся в Сургуте, не меньше горожан ездят на работу в район. Отмечу, что в районе проблем гораздо больше.
Л.М.: – Последний пример совместного обращения депутатов – это решение о выделении средств на укрепление берега реки Обь в районе речного вокзала. Речной вокзал Сургута – единый для города и района. Вокруг него идет подмыв и разрушение берега. В результате совместного обращения при рассмотрении бюджета на последнем заседании думы было принято решение о выделении на эти цели 41 млн рублей. Конечно, они не решат всей проблемы, ведь это составляет лишь десятую часть от сметной стоимости второй очереди работ. Стоит отметить, что Ханты-Мансийску в рамках этой же программы выделили более 300 млн. В связи с этим мы задали правительству серьезные вопросы и оформили протокольное поручение о выделении дополнительных средств на берегоукрепление реки Обь в окрестностях речного вокзала Сургута при увеличении доходной части бюджета.
– Какие рычаги для контроля над расходованием правительством региона денежных средств есть сегодня у депутатов окружной думы?
Д.П.: – Контрольными функциями депутаты наделены в полной мере. Мы регулярно заслушиваем информацию об исполнении бюджета, о реализации всех действующих программ. В принципе, строительство того или иного объекта идет через соответствующую целевую программу. Поэтому мы можем запросить любую развернутую информацию по каждому объекту – и нам ее обязаны предоставить в установленные сроки. Более того, в соответствии с федеральным законодательством, начиная с этого года мы будем заслушивать отчет правительства региона.
Л.М.: – В любом случае, если направляется официальный запрос от депутата, то по нему на следующее заседание предоставляется исчерпывающий ответ. Либо в рабочем порядке, либо вопрос выносится на комиссию. Нам дают информацию по любому конкретному объекту, его назначению, сметной стоимости. Иногда у депутатов возникают вопросы, связанные с большим количеством объектов в Ханты-Мансийске. Особенно когда это ущемляет интересы остальных жителей. Поэтому при обсуждении строительства очередного объекта возникают жаркие споры, возмущения, и каждый раз правительству приходится объяснять целесообразность подобных затрат. Порой у депутатов нет полного понимания и ясности в этом вопросе. Как потом эти объекты содержать? Если бы речь шла о Сургуте или Сургутском районе, то, имея свой промышленный потенциал и высокий уровень налоговых поступлений, они смогли бы это делать на достойном уровне. Поменяется ситуация с бюджетом для Ханты-Мансийска – как все это будет финансироваться? Эти же вопросы задают депутаты и на заседаниях комиссий.
Д.П.: – Сегодня они выходят из положения за счет того, что многие объекты получают статус окружного значения и, соответственно, финансируются из других бюджетных источников.
Последний пример выделения дополнительных средств на окружные объекты, расположенные в нашем городе, – «Ресурсный центр» на базе Сургутского профессионального колледжа. Это чрезвычайно важный для всей Югры объект, в котором учащиеся профтехучилищ получат возможность организации и проведения практических занятий по выбранной профессии с использованием современного оборудования и новейших технологий.
– В региональных СМИ прошла информация о том, что средств на строительство детских садов в 2010 году Сургуту досталось меньше всех. Так ли это?
Д.П.: – Действительно, ни по одному из детских садов города Сургута не было открыто дополнительное финансирование на 2010 год. Почему? Потому что эти деньги были направлены на детские сады, которые начали строить раньше, а в 2009 году их строительство заморозили. И дополнительные средства выделили на те объекты, которые будут введены к концу 2010 года. Сургуту необходимые средства были перечислены раньше, в 2009 году. Это сумма, требующаяся для завершения строительства пяти детских садов.
Более того, глава города Александр Леонидович Сидоров – участник рабочей группы по реализации закона «О развитии материально-технической базы детских дошкольных учреждений». На заседания комиссий по бюджету, по социальной политике, фракции «Единая Россия» выносятся вопросы, которые предварительно прошли обсуждение в рабочих группах и рассмотрены правительством. Поэтому принятое решение считаю правильным и взвешенным.
Что касается самой программы, направленной на увеличение мест в детских дошкольных учреждениях, то она подвергнута ревизии. Было принято решение вернуться немного назад, когда до этой программы, чисто строительной, действовала другая – направленная на возврат детсадов, перепрофилированных под другие виды деятельности. К сожалению, она оказалась невостребованной, исполненной менее чем на 50 процентов. На мой взгляд, на уровне муниципалитетов не осознавали всю глубину проблемы. Сегодня мы ищем компромиссные варианты: не только строить, но и реконструировать, где это возможно. Да, это огромные затраты, потому что изменились строительные и санитарные нормы. Порой реконструкция того или иного объекта дороже новой стройки. Почему же есть смысл заниматься реконструкцией? Да потому, что эти объекты находятся в обжитых микрорайонах! А у Сургута проблема в том, что если мы начнем строить новые детские сады, то значительную часть из них придется разместить в еще не заселенных микрорайонах, где нет инженерной инфраструктуры. Это в свою очередь приведет к удорожанию объектов. Вопрос сложный, и мы, депутаты, держим его на контроле.
Альтернативный вариант – открытие групп кратковременного пребывания детей при детских садах, подготовительных групп при школах, в которых дети, не посещавшие детсад, смогут начать адаптироваться к коллективу.
Л.М.: – Сургутскому району будет выделено дополнительное финансирование на завершение строительства в 2010 году одного детского сада в поселке Нижнесортымском в размере 37 млн 841 тыс. рублей. Надеюсь, что к концу года детский сад будет введен.
– Поднимался ли в думе вопрос о строительстве новых школ, в том числе и в Сургуте?
Д.П.: – Да, этот вопрос обсуждался на заседании бюджетной комиссии, фракции «Единая Россия». Честно признаться, мы «забуксовали» со строительством новых дошкольных учреждений. Но когда через несколько лет нынешние дошколята пойдут в первый класс, мы можем столкнуться с переполненностью уже образовательных учреждений. Возможно, на первом этапе придется вернуться к старому проверенному способу – обучению в две смены. Эта проблема есть, и мы ее озвучиваем. Л.М.: – Действительно, сегодня нет финансирования на строительство школ ни в Сургутском районе, ни в Сургуте.
– Любовь Альфредовна, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию со строительством рыборазводного завода в Ханты-Мансийске на бюджетные средства.
– Подчеркну: мы не можем строить промышленные предприятия на бюджетные деньги. По рыборазводному заводу другие основания и обстоятельства его строительства. Он появляется не как коммерческий проект, но как компенсация того вредного воздействия на рыбные ресурсы, которое оказывает человек своей хозяйственной деятельностью, повлекшей как утрату мест нерестилищ из-за строительства плотин, так и перелов. На этом заводе будут выращивать молодь и выпускать в естественные водоемы. В этом году строительство планируется завершить, сейчас идет наладка процесса водоочистки, для этого в Екатеринбургском национальном центре водных технологий были закуплены мембранные установки обратного осмоса нового поколения серии Айсберг: http://ncwt.ru/katalog_produktsii/membrana-osmos/aysberg/
Раньше были рыборазводные производства в районе Тобольска, в Сургуте и других местах, скоро будет завод в Ханты-Мансийске. Это сделано потому, что, по словам ихтиологов, Обь как водоем рыбохозяйственного значения может утратить свое значение. Это не только окружная проблема, но и забота всего государства в целом. Появление рыборазводного завода – только один из шагов к решению большой экологической проблемы.
– Одна из сторон вашей депутатской деятельности – это работа с наказами избирателей. Существует депутатский фонд, благодаря которому можно осуществлять реальную поддержку населения. Почему на последнем заседании думы возник острый спор о его размерах, ведь чем он больше – тем лучше для жителей округа?
Д.П.: – Действительно, вопрос о размере депутатского фонда стоит остро. Предыстория этой ситуации следующая. Весной прошлого года, при секвестре бюджета почти наполовину, было принято решение, что и фонд, который заложен на реализацию закона «О наказах избирателей», необходимо сократить в той же пропорции до 5,5 млн руб. Если учитывать, что решение было принято в конце I квартала 2009 года, то часть людей уже успела получить обещанное: 3 млн рублей было уже потрачено. Таким образом, на оставшиеся 9 месяцев на все наказы у нас оставалось 2,5 млн рублей. В дальнейшем мы проанализировали изменившиеся параметры бюджета 2009 года к его окончанию, соответствующие показатели 2010 года. Это позволило на декабрьском заседании думы, во время работы бюджетной комиссии, фракции «Единая Россия» выйти с предложением к правительству округа пересмотреть депутатский фонд в сторону увеличения. Вариантов было два: увеличение до 11 млн рублей или повышение пропорционально росту доходной части бюджета.
Правительство подготовило расчеты, исходя из роста доходной части бюджета. Так и сформировалась сумма в размере 8 млн рублей на каждого депутата. В чем еще сложность – от каких цифр отталкиваться. Если от размера резервного фонда, в котором и находятся депутатские средства, тогда да, здесь все понятно, до каждой копейки. Если смотреть на доходную часть бюджета, то сумма получается значительно выше, почти 9 млн, а с учетом того, что в течение года мы обязательно будем пересматривать бюджет в сторону увеличения, то можно было бы заложить сразу в размере 11 млн рублей. Это позволило бы вернуть своеобразные «долги» 2009 года перед избирателями и, зная точную сумму на этот год, сразу расставить приоритеты.
Считаю, что мы на данном этапе приняли правильное решение, согласились с размерами фонда в 8 млн рублей. Этого на первый и второй квартал точно хватит, даже с переходящим остатком на третий. В ходе же дальнейшего рассмотрения бюджета будем думать о том, как поднять планку до 11 млн рублей.
Л.М.: – Мы действительно считаем необходимым вернуться к первоначальной сумме в 11 млн рублей. Почему? Все, кому мы помогаем, – учреждения бюджетные. В моем случае большинство учреждений, которые работают с детьми, – образовательные, спортивные, учреждения культуры. Депутатские фонды – это более короткая цепочка в решении проблем, с которыми они не могут справиться годами. Особенно это стало актуальным в связи с прямым сокращение финансирования на учреждения культуры, спорта, дополнительного образования. В течение 2008-2009 гг. нам удалось, наконец, наладить систему реализации наказов, которая очень сложна, поскольку касается бюджетных средств и требует доказательств обоснованности трат, подтверждений различными комиссиями на муниципальном уровне. На эти средства всегда очень рассчитывают бюджетники.
Приобрести инструменты, спортивную форму, обновить оборудование, разработать новые образовательные программы, сделать ремонт – вот на что тратились средства, все это было прозрачно и подтверждено сметами. Вдруг эта система ломается, остается 5,5 млн рублей. Приходилось отвечать заявителям, что помощь их организациям может быть оказана только через год. И это при том, что плановые показатели бюджета в 2008 году по доходам составляли 112 млрд рублей. Сейчас уровень доходов бюджета – 108 млрд рублей. Поэтому мы и настаивали на том, что депутатский фонд должен составлять 11 млн рублей. Мы дважды голосовали за это предложение, ситуация вызвала активную переписку депутатов и правительства. Мы голосуем – нам возвращают – мы снова голосуем. В любом случае будем настаивать на полной сумме, потому что лично у меня сверстаны и расписаны все 11 млн рублей, готовы практически все документы по наказам бюджетных учреждений Сургутского района. Может быть, на заседании я погорячилась, но и район у меня большой, нуждающихся много, проблем, которые нужно решить, тоже много.
С одним из последних наказов обратился директор лянторского детского сада, где принимают детишек в специальные коррекционные группы. Просьба связана с необходимостью расширения коррекционных групп. Для этого у них есть все: лицензия, обученные специалисты, помещения. Нужно только оборудование. Если оно будет – удастся открыть еще один класс, а это 30 детей. Известно, как важна своевременная коррекция ребенка: она поможет ему легче адаптироваться в дальнейшей жизни.
Однако помощь оказывается в основном учреждениям. Физическим лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, можем перечислить не более 40 000 рублей. В отдельных случаях удается помочь конкретному человеку, также через организацию. Был случай в Белом Яру, когда талантливому юному музыканту требовался дорогостоящий инструмент для занятий. Семье мальчика мы не могли помочь лично. Поддержку оказал директор школы. Через учреждение был проведен наказ, инструмент куплен и активно используется талантливым музыкантом.
– Произошли ли изменения в бюджете округа, работе депутатского корпуса в свете послания губернатора, в котором он много говорил о модернизации, инновационных технологиях и т.д.?
Д.П.: – Да, в послании прозвучали постулаты о модернизации. В соответствии с ними мы должны кардинально изменить все сферы и направления развития региона. Конкретного же документа, «программы модернизации» в виде закона, депутатам на рассмотрение еще не предоставили.
– Уже есть план работы думы на год. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные законы стоит принять?
Д.П.: – Есть блок вопросов из Послания Президента России. Предстоит также вносить очередные поправки в бюджет и рассматривать очень много текущих и по-своему значимых законов.