• Вход
  • Регистрация
  • Подписка

Нефтегазовые новости

3000 скважин Федоровского для нового поколения

3000 скважин Федоровского для нового поколения


Новость от 18.09.2014, добавлена в 22:38 в категории: Технологии 10234 просмотра 0 комментариев
Сорок лет для месторождения – возраст немалый. За этот период из недр извлечено более 550 миллионов тонн нефти, что потребовало громадных человеческих усилий. Федоровское месторождение выстояло. Выстояли и люди. И теперь они вместе продолжают планомерно отдавать богатства недр на благо людей. Чем дышит сегодня Федоровка? Что ждет крупнейшее месторождение региона в перспективе? Об этом наша беседа с заместителем начальника НГДУ «Федоровскнефть» по геологии А.Н.Медведевым.

– Антон Николаевич, насколько я понимаю, Федоровское месторождение – это главное месторождение НГДУ?


– Все верно. НГДУ разрабатывает два месторождения: Федоровское и его спутник – Дунаевское. Основные запасы нефти сосредоточены на Федоровском. Сегодня все объекты с лучшими коллекторскими свойствами уже выработаны, находятся на 3-4-й стадиях разработки. Ускоренными темпами вовлекаются в разработку объекты с трудноизвлекаемыми запасами, для которых ранее не было технологий рентабельной добычи. Сегодня они есть. Это забурка боковых стволов, горизонтальное бурение, ГРП.

Ключ к трудноизвлекаемым запасам найти непросто. Для некоторых участков можно просто набрать по коллектору метраж горизонтальным вскрытием, чтобы пласт отдавал больше, особенно на ачимовских пластах. И такое решение подходит и принято для Федоровского месторождения. А для объектов с очень низкими коллекторскими свойствами, например для пласта ЮС2, наиболее приемлемое решение – строительство наклонно направленных скважин с большеобъемным гидроразрывом на стадии освоения.

В пласте создаются вторичные трещины, что улучшает призабойную зону пласта. Это позволяет получить рентабельные дебиты нефти. Если при обычном вскрытии пласта мы получаем дебит 5-7 тонн нефти в сутки, то при применении этого метода имеем до 20-30 тонн.

Трудности при эксплуатации таких объектов, конечно, есть: не всегда стабильно работает подземное оборудование. Но ведь так было всегда: с применением чего-то нового возникают и новые вопросы. Однако технические службы сразу берут их на контроль, анализируют, принимают соответствующие решения, разрабатывают новые технологические регламенты.

– Есть ли перспективы у Федоровки?


– Естественно. В дальнейшем развитие Федоровского месторождения будет связано с объектом ЮС2. Последний проектный документ предусматривает к бурению 3,5 тысячи скважин, на последующие лет десять (дальше заглядывать пока не будем) перспективы просматриваются. Если перевести это в метраж, которым измеряют свой труд буровики, то получится, что необходимо пройти бурением более 10 миллионов метров горных пород. Планируется строить скважины глубиной свыше 3 километров. И добыча нефти, которую мы планируем на Федоровском месторождении, по-прежнему будет исчисляться миллионами тонн.

– Высока обводненность?


– Да, конечно. Сегодня на полмиллиона кубометров жидкости приходится 25 тысяч тонн нефти, все остальное – вода.

Естественно, при таком размахе бурения появляется необходимость в дополнительных технологических мощностях, дожимных насосных станциях, системах нефтесбора.

А так как система разработки связана с вытеснением нефти водой и поддержанием пластового давления на первоначальном уровне, тот объем жидкости, который будет вытеснен, должен быть закачан обратно. Следовательно, нужны новые системы водоводов, кустовые насосные станции. Все это повлечет за собой очередное обустройство, на Федоровском это будет уже десятая очередь обустройства.

– То есть предполагается переход на нижние пласты. А как ведут себя верхние объекты, где отобраны основные запасы?


– В основном это пласт БС10, эксплуатирующийся с 1973 года. Обводненность объекта уже составляет более 97 процентов. Есть и более «мелкие» объекты – БС1-2, АС7-8, АС9, там ситуация примерно такая же. Максимальный же отбор нефти сейчас приходится на залежь пластов АС4-8, представляющую собой нефтяную оторочку между мощной «газовой шапкой» и подстилаемой водой.

Для добычи нефти из этого объекта предусмотрена система размещения горизонтальных добывающих скважин и наклонно направленных нагнетательных. Это уникальная технология, в разработке которой приняли участие и объединение, и Сургутский проектный институт. Было запланировано к бурению около тысячи горизонтальных скважин, сегодня отбурено 95 процентов. На тот момент, а началось бурение в 1994 году, это было первое в мировой практике системное разбуривание залежи горизонтальными скважинами. Надо сказать, все получается. За счет избирательной проводки стволов скважин и оптимальной депрессии на пласт удается избежать больших прорывов газа «газовой шапки» и подошвенной воды к забою скважин, что вело бы к потерям добычи нефти.

– А бурение продолжается?


– В основном разбуривается объект ЮС2 и вводятся в эксплуатацию мелкие структурные залежи Ачимовской толщи, краевые зоны по объекту АС4-8.

На месторождении работают шесть бригад бурения, три-четыре – освоения, постоянно задействованы бригады капитального и подземного ремонта скважин. То есть фонд поддерживаем в работоспособном состоянии.

– Если брать подведомственную вам геологическую службу, как она обеспечена специалистами?


– Я возглавил ее два года назад. Но еще до меня здесь началось обновление коллектива, потому что люди пожилого возраста начали уходить на пенсию. Служба сильно обновилась, и теперь очень много 30-35-летних специалистов. Все грамотные, окончившие различные вузы.

К сожалению, их разбирают. Ушел в управление по бурению наш начальник геологического отдела, геолога первой категории из цеха добычи забрали в отдел разработки НГДУ «Сургутнефть». Но ничего, воспитываем новых.

Геологическая школа в нефтегазодобывающем управлении хорошая, с богатыми традициями. Вопрос в другом: геолог обязан знать фонд. А значит, работать на одном месте годы. Быстрая смена кадров к хорошему не приведет.

– Сколько скважин сейчас на Федоровском?


– Весь фонд – добывающий, нагнетательный, фонд водозаборных скважин – составляет почти 6 900 скважин. В основном добывающие скважины эксплуатируются механизированным способом, с помощью ШГН – 460 скважин, ЭЦН – 2 450, порядка 90 скважин работают в фонтанном режиме. Нагнетательных скважин 1 780.

– После реализации вашего проекта добавится еще три тысячи скважин?


– Да, лет так через 15-20 на Федоровке будет порядка 10 тысяч скважин. 3,5 тысячи скважин – это на ЮС2, но ведь есть еще краевые участки пластов АС4-8, ачимовской толщи, где будем добуривать проектный фонд.

– Рост числа скважин приведет к увеличению числа операторов?


– Обычно численность рассчитывают экономические службы, в зависимости от ожидаемого действующего фонда скважин. Так что видно будет.

– Дунаевское месторождение чем-то отличается от Федоровского?


– Ничем, только размерами. Фактически – по эксплуатационным объектам – это краевая зона Федоровского. В текущем году на Дунаевке провели доразведку нижних объектов. Запасы найдены на объектах ЮС1, ЮС2, надо теперь поставить их на государственный баланс, утвердить и подготовить технологическую схему разработки. После чего выходить на проект дальнейшего обустройства и бурения.

– В начале разговора вы сказали, что бывают проблемы с подземным оборудованием. В чем причина?


– Если мы работаем на объекте АС4-8, то там газ. Он поступает в ствол скважины, и оборудование не всегда может его переработать, часто срывается подача, подземное оборудование выходит из строя.

Но над этим работают специалисты. Они находят варианты для стабильной работы оборудования. К ним относятся насосы импортного производства представленные на сайте: http://mynasos.kiev.ua/, а также отечественные разработки и технологии.

На подземном оборудовании скважин пласта ЮС2 образуются солеотложения. Но проблемы не бывают одинаковыми, когда они возникают – ведется тщательный анализ того, откуда они появились и что можно сделать. Работаем. Идут промывки горячей нефтью, начинаем широко использовать скребки.

Сейчас для более полного извлечения запасов все стремятся более тонко смотреть на остаточные запасы, применять более тонкий инструмент.

У нас в НГДУ создана группа моделирования пластов, которая на основе построенных геологических моделей пластов планирует геолого-технические мероприятия, такие как боковые стволы, ГРП. Чтобы делать это на постоянной основе, мы должны научить специалистов.

Для этого заключили договор с фирмой «Шлюмберже», она и проводит обучение, консультирует специалистов, строит математические модели высокообводненных участков месторождения, вычисляет, где остались участки нефти, которые в разработку не вовлечены. И если пробурить там ствол, можно забрать эту нефть.

Группа специалистов, прошедших повышение квалификации по этой работе, в перспективе будет все эти вопросы решать самостоятельно. Контракт заключен 1 июля и рассчитан почти на два года.

Резон в том, что деятельность «Шлюмберже» направлена именно на выработанные объекты разработки, где мы предполагаем вести бурение боковых стволов и увеличивать выработку запасов нефти.

– Помимо нефти, вы же добываете еще и попутный нефтяной газ?


– Да, и в немалых объемах: под 8 миллиардов кубометров, среди НГДУ – больше всех. Практически весь попутный нефтяной газ идет на Сургутские ГРЭС.

– И сколько же объектов разработки на Федоровском?


– Девять объектов, включающих в себя двадцать четыре пласта. Ведь Федоровка, как и Самотлор, – два уникальных по запасам месторождения. Большую часть запасов мы извлекли, но добыча продолжится еще многие годы. Когда анализируешь выработку запасов, текущее состояние разработки месторождения, становится ясно, что работы хватит и следующим поколениям.

– Что ж, успехов коллективу и хороших дебитов Федоровке!


Источник: Нефть Приобья




Оцените новость
0 из 5
рейтинг
0
голосов
10234
просмотров



Понравилась новость?

Расскажи друзьям!









Похожие новости: