Новость от 07.10.2014, добавлена в 15:04 в категории: Технологии2303 просмотра 0 комментариев
Дефектоскопистов Елену Зиновьеву и Люцию Давлетшину мы встретили у ворот испытательной лаборатории. Девушки загрузили свой багаж в КамАЗ, чтобы ехать на Быстринское месторождение, где бригада Лянторской ПМК варит «нитку» напорного нефтепровода. Их задача – проверить качество сварных соединений внутрипромысловой трубы.
Ни одна труба – будь то водовод, нефте- или газопровод – не будет поставлена под давление и введена в эксплуатацию, пока ее сваренные стыки не пройдут спецконтроль с помощью рентгена. По-другому скрытый дефект и не выявить. Эта работа доверена команде полевой испытательной лаборатории (ПИЛ) Управления по капитальному ремонту нефтепромысловых объектов (УКРНО) – единственного такого рода подразделения Сургутнефтегаза.
Кстати, КамАЗ дефектоскопистов – не просто машина, а передвижная лаборатория с довольно уникальной начинкой.
– В кузове вездехода установлен цифровой информационный комплекс «Фосфоматик». С его помощью мы проверяем качество сварочных работ, – рассказывает Елена Зиновьева. – Процесс примерно такой: делаем снимок стыка, изображение на пленке выводим на монитор и анализируем. Если есть скрытый дефект или брак – сварщик исправляет допущенный им огрех. То есть прямо на месте производства работ мы контролируем их качество. Умная техника еще ни разу не подвела дефектоскопистов. А появилась она на сургутских месторождениях прямо с конвейера одного из НИИ Санкт-Петербурга.
Целый год нефтяники испытывали опытный образец «Фосфоматика». Параллельно сами учились в Северной столице обращаться с новинкой. А потом дали заключение: мол, вполне… И вот процесс идет – десятки тысяч стыков в год «светят» в полевой испытательной лаборатории на Лянторе. И ни один случай брака не прошел.
В цехе лаборатории установлены не менее интересные стационарные агрегаты – рентгенотелевизионный комплекс «Филин» и компьютерное оборудование «Сова». Их тоже изготовили в Питере, а испытывали опять-таки в Сургутнефтегазе. Это последнее слово отечественной науки. Сразу после получения результатов экспертизы на свои разработки ученые отгрузили в адрес нефтяников несколько опытных образцов, причем еще до того, как приступить к серийному выпуску. Вся лаборатория – это девять дефектоскопистов пятого разряда (самого высокого!) во главе с начальником Людмилой Султановой. Каждый день они уезжают на объекты. На дальние месторождения отправляются рано утром, а возвращаются – когда как, но чаще – поздно вечером. Приходилось работать даже в Надыме.
– Ближние объекты наши девчонки «курортами» называют, – шутит Людмила Викторовна. – НГДУ «Быстринскнефть», «Лянторнефть». Кроме качества, новая техника позволяет оперативно решать вопросы прокладки трубопроводов, особенно при устройстве переходов через дороги или естественные препятствия. Сварили трубы при помощи сварочных полуавтоматов MIG/MAG в одну «нитку», дефектоскописты проверили стыки, и, если нет нареканий, механизаторы тут же закопали траншею.
Дефекты могут возникнуть в трубе по разным причинам. Специалисты лаборатории не просто констатируют наличие брака, но упреждают его появление. Тем более что сварщики работают под одной крышей с дефектоскопистами и хорошо знают друг друга.
– Если специалист из моей команды обнаруживает брак, то он сразу выявляет причины. Затем идет к сварщикам на «разбор полетов», – комментирует Людмила Султанова. – И уже вместе они разбираются во всех нюансах. А в следующий раз при обнаружении подобного по отношению к бракоделу принимаются довольно жесткие меры. В общем, стараемся работать на опережение.
Команда ПИЛ контролирует семь бригад своего управления плюс дополнительное звено, а также подразделения капитального строительства. Объем работ просто колоссальный! Напорные нефтепроводы находятся под особым контролем Гостехнадзора. Но знаний и опыта коллективу лаборатории не занимать, тем более Султановой: она возглавляла сварочную службу в Лянторской ПМК. Когда лянторскую и сургутскую колонны соединили, Людмилу Викторовну назначили начальником лаборатории.
Султанова никак не нахвалится своим хозяйством. Той же «Совой». В цехе налажен четкий производственный процесс. Трубы на полуавтоматах и автоматах сваривают в 30-метровые так называемые «плети», потом подают на рентген-контроль, после которого сразу же выдается заключение по качеству. Если все в порядке, то следующий процесс – изоляция. Кстати, экологически – чистая и безопасная для окружающей среды операция.
Дефектоскопист – далеко не женская профессия, но здесь представительницы прекрасной половины человечества работают ничуть не хуже мужчин.
– Нашу Лену Зиновьеву в бригадах уважают, – улыбается Султанова. – Специалист она опытный, с характером. Твердая, требовательная, не терпит расхлябанности. А по-другому и нельзя. Задачи у нас большие и ответственные. Гостехнадзор постоянно повышает требования и к документам, и к качеству контроля.
Так что не случайно оказалось в лаборатории суперсовременное оборудование. Растет не только спрос за качество дефектоскопических исследований, но и объемы выполняемых работ. За последний год показатель увеличился как минимум в 1,5 раза. Лянторцы приглядывают и за сургутскими бригадами. Ну, а как это получается – судить руководству УКРНО и Сургутнефтегаза.