Новость от 25.11.2012, добавлена в 12:36 в категории: Экономика4164 просмотра 0 комментариев
Мы каждый день слышим с экранов телевизоров, из интернета и газет о том, как влияет цена нефти на нашу жизнь. В чем-то тут спорить сложно - поскольку для России, скажем, усилиями наших, прости Господи, либерал-реформаторов, она стала чуть ли не единственным источником жизни и счастья. Но это только для России - а что для других стран?
Для США мы сегодня слышим как о том, что им позарез нужно сегодня цену на нефть опустить (чтобы вернуть производство в страну), так и то, что цены на нефть им нужно поднять. Только для Евросоюза, в общем, все согласны в том, что ему нужно цены на нефть опустить. И поскольку есть серьезный разнобой, то давайте попробуем в ситуации разобраться.
Прежде всего, нужно отметить, что нефть - это промежуточный продукт. Ее никто не пьет и не есть, ее используют для того, чтобы производить товары и услуги. Это значит, что ее цена, во-первых, влияет на себестоимость товаров и услуг, и, во-вторых, создает некоторую прибыль, которая перераспределеяется в экономике. Причем, что довольно естественно, весь объем денег, на который увеличивается себестоимость продукции из-за роста цен на нефть, возвращается обратно в экономику, либо через расходы государства (то, что оно забирает себе в виде налогов и акцизов), либо - как прибыль компаний, которые эту нефть производят.
Отсюда самый главный вывод: если рассматривать мировую экономику в целом, то цена на нефть на нее влияет мало, она лишь перераспределяет средства между отраслями и регионами. Но вот влияние на отдельные регионы ... Вот, скажем, вопрос о том, выгодно ли России повышение цен на нефть - кажется ответ на него однозначен. Но давайте порассуждаем.
Прежде всего отметим, что, усилиями уже упомянутых реформаторов, значительная часть отраслей, обслуживающие нефте- и газодобычу, выведены из страны. А поскольку стоимость их услуг с ростом цены на нефть тоже растет, и, иногда, быстрее, чем сама нефть, то не исключено, что большая часть прибавки к стоимости нефти уйдет за пределы России. А если еще учесть, что уровень деградации российской экономики при этом вырастет - то вероятность такого перераспределения становится еще выше.
Есть и еще один фактор - рост цен на нефть вызывает инфляцию издержек в производстве практически любого товара. С учетом того, что значительная часть потребительских товаров в России получается по импорту, существенная часть дополнительных нефтяных доходов, которые перераспределяеются в экономике нашей страны, тоже уйдет за рубеж. Не говоря уже о том, что значительную часть своих денег наши компании держат за рубежом - что тоже оказывает свое влияние не перераспределение доходов не в нашу пользу.
Иными словами, вывод, который можно сделать, выглядит примерно так: да, рост цен на нефть, скорее всего, оказывает позитивное влияние на нашу экономику, но, весьма возможно, все менее и менее значимую по мере достижения некоторого уровня цен. Отмечу при этом, что я здесь принципиально не привожу цифры - во-первых, они далеко не все известны, во-вторых - речь идет только о теоретических рассуждениях.
Теперь посмотрим на США. Казалось бы, снижение цен на нефть - это уменьшение себестоимости производства, вещь заведомо выгодная для американского потребителя. Однако, тут есть свои сложности. Во-первых, сокращаются налоговые поступления в бюджет. Наплевать, скажут некоторые, ФРС компенсирует, однако это не совсем верно, поскольку вмешательство ФРС (то есть эмиссия) почти наверняка увеличит стоимость спекулятивных активов, то есть стоимость нефти.
Во-вторых, упадут доходы американских компаний, связанных с нефтяным сектором. Причем доходы не только внутриамериканские, но и внешние, например, от России. Отметим, кстати, что политика американских властей направлена именно на снижение цены на нефть в США, а не в мире! Как следствие, они начнут сокращать рабочие места, сокращать зарплаты - что уменьшит покупательную способность американских домохозяйств. При этом совокупное падение спроса может оказаться сильнее, чем выигрыш от падения себестоимости продукции - то есть выигрыш в одном месте обернется поражением в другом. И будет ли иметь смысл в возвращении производств обратно в США, если спрос будет падать?
В-третьих, существенно упадет активность нефтяных и связанных с ними компаний в инвестиционной сфере. Тут оценить совокупный эффект совсем сложно, можно только отметить что он явно имеет место. И не исключено, что в нынешней ситуации, когда желающих вкладываться куда-то становится все меньше (поскольку прибыль становится получить все труднее), сокращение такого привычного источника прибыли, как нефтяной сектор, может стать весьма и весьма заметным.
Повторю еще раз: нефтяная отрасль - это инструмент перераспределения денег в экономике, и не исключено, что интегральный эффект от снижения цен на нефть может оказать, скажем, на потребительский сектор не позитивный,а негативный эффект. При этом точно его рассчитать достаточно сложно, поскольку нет ни более или менее эффективных межотраслевых моделей экономики (они все сильно отстают по времени от реальной ситуации), нет точного расчета по притоку-оттоку капитала в условиях изменения нефтяных цен, и практически невозможно предсказать политику компаний в современной ситуации.
Будь у нас стабильная на протяжении многих лет экономика, с более или менее изученными межотраслевыми связями, еще можно было бы что-то оценивать, но в условиях острого структурного кризиса и постоянно меняющейся обстановки, сделать это практически невозможно.
В общем, мы получаем, что банальные рассуждения на тему о том, хорошо это или плохо - рост/падение цен на нефть, не могут дать никакого внятного ответа. Это, кстати, хорошо видно на результатах прогноза нефтяных цен, которыми часто грешат разные рыночные «гуру». Понятно, что в большинстве случаев это не экспертное мнение, а попытка так ил ииначе повлиять на рынок, но сути дела это не меняет, качество таких прогнозов крайне низкое. И вряд ли оно принципиально изменится.
Есть, конечно, еще одна версия, что все дело в некоторых конспирологических действиях тайных манипулияторов рынка. Я даже думаю, что что-то в этой версии есть, то есть, руководители крупнейших нефтяных компаний и банков, которые контролируют рынок нефтяных фьючерсов (а их всего несколько щтук) могут оказывать какое-то локальное влияние на рынок. Но именно что локальное - поскольку идти против тенденции стоит колоссальных денег, а предсказать тенденцию, скорее всего, невозможно. Впрочем, может быть, я и ошибаюсь. В любом случае, эту тему интересно было бы обсудить.