Новость от 06.04.2015, добавлена в 15:17 в категории: Технологии3431 просмотр 0 комментариев
В настоящее время коллективом НГДУ «Быстринскнефть» разрабатывается девять месторождений, в эксплуатации уже находится 2 800 километров трубопроводов. Но ежегодно вводится еще порядка 90 километров. В связи с этим назрела необходимость собрать все, как говорится, в один кулак, то есть координировать и контролировать работу по строительству и безопасной эксплуатации «трубы». В управлении был создан отдел технического надзора за безопасной эксплуатацией трубопроводов, который возглавил, сейчас уже бывший, начальник ЦДНГ-2 Сергей Галковский. Он ответил на вопросы корреспондента.
– Сергей Михайлович, чем непосредственно занят коллектив предприятия?
– Должностные функции моих коллег сводятся к тому, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию промысловых трубопроводов, контроль качества работы подрядчиков при строительстве и капитальном ремонте трубопроводов. При капитальном строительстве, вводе новых объектов мы в основном сотрудничаем со специалистами СМТ-1, СМТ-2, а по капитальному ремонту – с коллективом УКРНО. Основная часть трубопроводов НГДУ расположена в Сургутском районе, а также на территории разработки Рогожниковского месторождения.
Работа у нас живая, интересная, на месте сидеть не приходится. В отделе трудятся люди молодые, образованные, в совершенстве знающие необходимые компьютерные программы, с помощью которых проводятся расчеты трубопроводов. Ребята все мобильные, легкие на подъем, ведь постоянно приходится выезжать на объекты. У меня в отделе работают пять человек, кроме того, в каждом цехе добычи есть ответственные по надзору за эксплуатацией трубопроводов, которые подчиняются мне лишь функционально.
– Наверняка благодаря техническому прогрессу с каждым годом совершенствуются методы контроля трубопроводов. И вам есть о чем сегодня рассказать.
– Трубопровод – это искусственное сооружение для транспортировки жидкости. И в основном мы используем трубы и листовой металлопрокат от компании ЧелябПрофит, занимающейся оптово-розничными поставками металлопроката во все регионы, но уже набираемся опыта в эксплуатации трубы с внутренним полимерным покрытием, защищающим трубопровод от коррозии. В настоящее время в акционерном обществе готовится к запуску оборудование по входному контролю всей поступающей трубы, запуск которого в значительной степени облегчит наш труд и положительно скажется на дальнейшей безаварийной работе трубопровода.
В акционерном обществе экспериментально используется и полипропиленовая труба Касафлекс, но в нашем НГДУ пока такой практики нет. Как нет пока и ясности, насколько экономически оправданно строить полипропиленовую трубу, так как при ее ремонте используется более дорогостоящая технология, а область применения такой трубы, учитывая опыт других нефтяных компаний, ограниченна.
Сегодня у нас проводится большая работа по внутритрубному обследованию нефтепроводов. Для проведения работ привлекаются подрядные организации. Это делается как до ввода трубопровода в эксплуатацию – сразу после его опрессовки, чтобы можно было вовремя предъявить претензии к подрядчику, если выявляются какие-то дефекты или отклонения от технологии, так и в процессе эксплуатации, чтобы вовремя выявить и устранить дефекты. При проведении внутритрубной диагностики используется наукоемкое оборудование, которое показывает дефекты вплоть до сантиметра, несмотря на многокилометровую протяженность трубопровода.
При строительстве трубопроводов выявляется много замечаний, которые устраняются подрядчиком немедленно. Больше претензий нами предъявляется в зимнее время, когда труба закрывается промерзшим грунтом и при этом может нарушаться ее целостность. По технологии трубопровод первоначально должен засыпаться сухим песком, а затем измельченным грунтом, но не всегда это получается, скажем, на труднодоступных участках.
На всех трубопроводах согласно графику проводятся работы по поддержанию их в безопасном состоянии.
На большей части трубопроводов ведется мониторинг коррозии, для чего трубопроводы оборудованы узлами зондирования, через которые в поток жидкости опускаются образцы металла. На основании исследований, заключающихся во взвешивании образцов, определяется скорость коррозии металла и примерный срок службы трубопровода. После чего проводится диагностика трубопровода не разрушающимися методами контроля. На основании полученных результатов и анализа формируются программы капитального ремонта и составляются графики планово-предупредительных работ на трубопроводах.
– Сергей Михайлович, работа вашего отдела тесно переплетается с работой экологов. Ведь цели и задачи у вас общие, не так ли?
– Естественно, что работа, обеспечивающая безаварийную эксплуатацию трубопроводов, проводится совместно с отделом по охране окружающей среды. Прежде чем сдать в эксплуатацию новый трубопровод, над ним работают десятки самых разных специалистов, от научных сотрудников до бульдозеристов и сварщиков. Все начинается с проекта трубопровода, правильность которого позволит ему работать дольше. Многое, а может быть – большее, зависит от качества строительства и правильной эксплуатации трубопроводов. Технический прогресс нефтяникам серьезно облегчает дело.
Взять хотя бы ту же внутритрубную диагностику, компьютерные программы обеспечения, позволяющие определять дефекты и производить гидравлические расчеты, и так далее. А значит, и качество труда сегодня на порядок выше, и экологам спокойнее живется. В настоящее время для защиты от внутренней коррозии в НГДУ активно применяется ингибирование трубопроводов.
Коррозия – неизбежный химический процесс, поэтому необходимо своевременно проводить как диагностику, так и ремонт трубы, чтобы предотвратить аварию. Мы находимся в тесном контакте со специалистами отдела по охране окружающей среды. В современных условиях работы гораздо дешевле обходится предотвращение аварий на трубопроводах, нежели огромные штрафы за нарушение экологической безопасности.
Последние три года в НГДУ применяются GPS-навигаторы, которые позволяют прослеживать весь путь обходчиков трубопровода с точностью до метра, более того, мы знаем даже, с какой скоростью обходчик двигался по маршруту. Этой работой еженедельно занимаются непосредственно в цехах нефтедобычи, что позволяет оперативно устранять возникающие аварийные ситуации.
А могли бы вы, Сергей Михайлович, дать неофициальный прогноз на будущее? Ну, скажем, немного помечтать.
Верю, что для нефтяников настанут и такие времена, когда внутренняя диагностика трубопроводов, пропуск очистных устройств, контроль за утечками будут проводиться на более современном оборудовании, с программным обеспечением, благодаря чему появится возможность контролировать ситуацию более качественно, причем в режиме реального времени. Наверняка специалистами трубопрокатных заводов будут разработаны новые коррозионностойкие материалы, будет масштабнее внедряться технология по строительству трубопроводов с внутренним покрытием, но это – завтра.
А сегодня мы должны работать так, чтобы не давать повода для упреков в свой адрес со стороны контролирующих органов, а по большому счету, чтобы эффективность и безопасность эксплуатации трубопроводов всегда была со знаком «плюс».