Когда говорят о том, что вступление в ВТО снимет все барьеры на пути иностранных игроков на российский рынок, это верно лишь отчасти. Дьявол кроется в деталях. Во-первых, слово «все» необходимо брать в двойные или даже тройные кавычки. США и Китай, которые являются членами ВТО, всерьез никого на рынок нефтегазового сервиса не пускают, а механизмы и процедуры ВТО (особенно это характерно для США) используют для обеспечения присутствия компаний американского сервиса на внешних рынках, в том числе и в России. Россия наряду с США и КНР сегодня является крупнейшим поставщиком нефтесервисных услуг в мире, и понятное дело, что конкуренты никому не нужны. Поэтому компании США и КНР как минимум попытаются «подмять» под себя российский рынок и постепенно вытеснить с него отечественные компании. Делаться это как обычно будет под эгидой красивых разговоров о передовом опыте и модернизации технологий. И здесь важно, что называется, «отделить зерна от плевел» – передовой опыт перенять, но при этом не потерять конкурентные позиции.
Пока что мы теряем даже свой рынок, и это, конечно, не может радовать. С начала 2000-х годов 35% российского рынка нефтесервиса прочно удерживается иностранными компаниями или компаниями, акционеры которых имеют зарубежную юрисдикцию. Правда, надо отметить, что большая часть рынка занята крупными игроками (вроде Schlumberger), которые оказывают дорогие уникальные услуги. Да и не все «иностранцы» таковыми являются на самом деле (некоторые, как например «Евразия дриллинг », зарегистрированы в оффшорной зоне). Но так или иначе, экспансия иностранного нефтесервиса на российский рынок – свершившийся факт.
Поскольку экспансия эта была, есть и будет организованной и планомерной, в том числе и на межгосударственном уровне, очень важно, чтобы Россия также выработала взвешенную политику в отношении нефтесервиса и последовательно ее придерживалась. Но данная политика ни в коем случае не должна быть сугубо оборонительной: ВТО открывает возможности и для экспансии на новые рынки отечественных компаний.
Конечно, сразу увести крупный и при этом рентабельный контракт, скажем, в Мексиканском заливе у американских компаний будет крайне сложно, но вот побороться с ними в Венесуэле, Африке, да и на Ближнем Востоке – вполне реально.
Тем более что в последние годы предприятия нефтесервиса на Западе – это уже не только центры технологий, но и еще центры аккумулирования прибыли. Они, конечно, никак не могут тягаться по объемам с собственно нефтегазовыми гигантами, но рентабельность показывают вполне привлекательную:
Очевидно, что конкуренция возрастет, особенно в части производства сложного оборудования как для морских, так и для материковых проектов. Однако, я думаю, что большого (более 15-20%) снижения цен можно ожидать лишь в том случае, если резко упадут мировые цены на нефть (по негативному варианту).