• Вход
  • Регистрация
  • Подписка

Нефтегазовые новости

Приоткрытая дверь ВТО

Приоткрытая дверь ВТО


Новость от 01.08.2016, добавлена в 22:56 в категории: Компании 2469 просмотров 0 комментариев
Россия вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО). Последствия этого шага для нефтегазовой отрасли до сих пор никем основательно не рассматривались. Журнал «Твоя компания» представляет первый опыт анализа этой проблемы.

Конечно, в отношениях нашей нефтегазовой отрасли и ВТО интрига, на первый взгляд, малозаметна. В сравнении с автомобилестроением или авиацией – по-настоящему проблемными отраслями – все предприятия нефтегазовой отрасли чувствуют себя сравнительно неплохо. Но вряд ли стоит вообще за эталон сравнения брать переживающие далеко не лучшие времена отрасли.

Очевидно, что вступление в ВТО не принесет российскому нефтегазовому сектору каких-то немедленных потрясений. Но вместе с тем, оно, несомненно, послужит катализатором перемен, которые могут через 5-10 лет до неузнаваемости изменить отрасль.

Конечно же, нефть будет добываться точно так же, как и прежде, но вот в части нефтегазового машиностроения и компаний нефтесервиса мы вправе ожидать значительных изменений. А уж в какую сторону двинутся процессы, не в последнюю очередь зависит от того, как менеджеры и собственники компаний смогут отреагировать на новые возможности и вызовы, которые сопряжены со вступлением в ВТО. Также очень важно, какую позицию займет в этой связи государство.
 

Нефтесервис, равняйся на Schlumberger


Когда говорят о том, что вступление в ВТО снимет все барьеры на пути иностранных игроков на российский рынок, это верно лишь отчасти. Дьявол кроется в деталях. Во-первых, слово «все» необходимо брать в двойные или даже тройные кавычки. США и Китай, которые являются членами ВТО, всерьез никого на рынок нефтегазового сервиса не пускают, а механизмы и процедуры ВТО (особенно это характерно для США) используют для обеспечения присутствия компаний американского сервиса на внешних рынках, в том числе и в России. Россия наряду с США и КНР сегодня является крупнейшим поставщиком нефтесервисных услуг в мире, и понятное дело, что конкуренты никому не нужны. Поэтому компании США и КНР как минимум попытаются «подмять» под себя российский рынок и постепенно вытеснить с него отечественные компании. Делаться это как обычно будет под эгидой красивых разговоров о передовом опыте и модернизации технологий. И здесь важно, что называется, «отделить зерна от плевел» – передовой опыт перенять, но при этом не потерять конкурентные позиции.

Пока что мы теряем даже свой рынок, и это, конечно, не может радовать. С начала 2000-х годов 35% российского рынка нефтесервиса прочно удерживается иностранными компаниями или компаниями, акционеры которых имеют зарубежную юрисдикцию. Правда, надо отметить, что большая часть рынка занята крупными игроками (вроде Schlumberger), которые оказывают дорогие уникальные услуги. Да и не все «иностранцы» таковыми являются на самом деле (некоторые, как например «Евразия дриллинг », зарегистрированы в оффшорной зоне). Но так или иначе, экспансия иностранного нефтесервиса на российский рынок – свершившийся факт.

Смотрите на сайте

Поскольку экспансия эта была, есть и будет организованной и планомерной, в том числе и на межгосударственном уровне, очень важно, чтобы Россия также выработала взвешенную политику в отношении нефтесервиса и последовательно ее придерживалась. Но данная политика ни в коем случае не должна быть сугубо оборонительной: ВТО открывает возможности и для экспансии на новые рынки отечественных компаний.

Конечно, сразу увести крупный и при этом рентабельный контракт, скажем, в Мексиканском заливе у американских компаний будет крайне сложно, но вот побороться с ними в Венесуэле, Африке, да и на Ближнем Востоке – вполне реально.

Тем более что в последние годы предприятия нефтесервиса на Западе – это уже не только центры технологий, но и еще центры аккумулирования прибыли. Они, конечно, никак не могут тягаться по объемам с собственно нефтегазовыми гигантами, но рентабельность показывают вполне привлекательную:


Практика показывает: там, где у западной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) не получается войти на рынок напрямую, они делают это через предприятия нефтесервиса. Хотя формально западные нефтесервисные компании не аффилированы с ВИНК, размен подрядов и вообще тесные неформальные кооперационные связи в отрасли еще никто не отменял.

Поэтому у российского нефтесервисного бизнеса на горизонте ближайших 5-10 лет, по большому счету, есть всего два магистральных пути – либо окрепнуть настолько, чтобы быть полноценным игроком на международном рынке, либо в той или иной форме быть поглощенным более сильными иностранными конкурентами. И в этой связи, как ни странно, становится очень актуальным вопрос о выделении сервисных подразделений из структуры ВИНК. В предыдущие 10 лет эта проблема была довольно дискуссионной. Например, «Газпром» и «Сургутнефтегаз» этого так и не сделали – вероятно, не посчитали целесообразным.

А многие компании, сервисы все же выделившие в отдельные подразделения, просто произвели формальную процедуру, а по факту ничего принципиально не изменилось. Хотя есть, безусловно и удачные примеры, когда сервисная компания, выделившись, вполне удачно выписалась в рынок. Пример – упоминавшаяся уже «Евразия дриллинг» – бывшие активы «Лукойла». Интересную сделку по продаже сервисного бизнеса провели в 2009 году ТНК-ВР с Weatherford, хотя тут скорее уместно говорить об удачной корпоративной операции: разменяв акции, обе стороны остались довольны, но сам по себе сервисный бизнес в России Weatherford еще надо будет развивать и совершенствовать.

Теперь же, когда ВТО если не открывает настежь, то, как минимум, приоткрывает дверь на мировой рынок, у выделения сервисного бизнеса из структуры ВИНК появляется дополнительный и, на мой взгляд, единственно весомый аргумент. Суть его проста: если хочешь быть конкурентоспособным, надо, что называется, «крутиться»: оперативно принимать решения, искать новые возможности и совершенствовать оказываемые услуги. Все это удобнее и эффективнее делать не в структуре ВИНК, а в качестве самостоятельной компании.

Словом, нас ждут непростые, но интересные времена. Мне, как инвестиционному аналитику, хочется надеяться, что в скором времени на российском фондовом рынке появятся публичные нефтесервисные компании, и не просто появятся, а будут играть такую же роль, как Schlumberger и Transocean на мировых площадках.
 

Нефтяное машиностроение хочет инвестиций


Нефтегазовое машиностроение в России отлично чувствовало себя все 2000-е годы в условиях ажиотажного спроса – следствия растущей добычи нефти. Но в следующем десятилетии ситуация будет принципиально иной – и с точки зрения роста добычи (удержать бы текущие уровни), и с точки зрения мировых цен на нефть. Я в данном случае являюсь пессимистом и полагаю, что кризис приведет к падению цен на нефть в среднесрочной перспективе. И вот теперь еще ВТО внесет свою лепту.

Очевидно, что конкуренция возрастет, особенно в части производства сложного оборудования как для морских, так и для материковых проектов. Однако, я думаю, что большого (более 15-20%) снижения цен можно ожидать лишь в том случае, если резко упадут мировые цены на нефть (по негативному варианту).


В свою очередь российские машиностроители и производители материально-технических ресурсов в значительной степени могут потерять свое монопольное положение и будут вынуждены ускоренными темпами совершенствовать технологии и качество продукции. Для этого компаниям неизбежно потребуется дополнительный капитал. И от того, насколько предприятия нефтегазового машиностроения будут обеспечены инвестиционными ресурсами, напрямую зависят их перспективы в конкуренции с иностранными производителями. Здесь, конечно, важно не зевать самому менеджменту предприятий, но в ряде случаев необходима будет и поддержка государства. Уповать на «невидимую руку рынка», как это обожает делать наше правительство в последние 20 лет, в данном случае явно не стоит. Понятно, что ВТО плохо относится к господдержке, но тут, как мне кажется, надо перенимать опыт, в частности, Китая, где умудряются эффективно совмещать требования идеологии свободной торговли со здравым смыслом и потребностями национальной промышленности.

Позволю себе закончить данный текст банальностью: ВТО – это, безусловно, вызов. Как для национальной промышленности, так и для государства. Если мы (наконец-то) сможем правильно использовать открывающиеся возможности, то экономика страны уж точно в итоге ничего не потеряет. А в отношении нефтегазового сектора – скорее даже приобретет.




Оцените новость
0 из 5
рейтинг
0
голосов
2469
просмотров



Понравилась новость?

Расскажи друзьям!