Новость от 01.05.2015, добавлена в 18:37 в категории: Пресса3032 просмотра 0 комментариев
На пути от Нижней Мактамы в сторону Азнакаева, в живописном уголке на берегу реки Зай можно увидеть скважину №505 (ЦДНГ-1), которая "трудится" вот уже более пятидесяти лет. Это моя первая скважина, здесь я начинал работать буровым рабочим в мае 1952 года. Как сегодня помню первый день знакомства с этой буровой.
После окончания третьего курса Саратовского нефтяного техникума нас послали на производственную практику, а потом - на заслуженные каникулы.
Я, как местный житель, попросился в Альметьево. Меня направили в контору бурения, руководил которой Андрей Дмитриевич Обносов. В те годы в ее составе было 5-6 буровых бригад, среди которых начала выделяться бригада Михаила Белоглазова. Контора тогда бурила за рекой Зай, около деревни Надырово.
Я пришел на указанную мне буровую пешком. Буровой мастер Рахматуллин, прежде чем поставить меня на вахту, попросил оформить стенную газету в культбудке. Времена были сталинские. Газета - не только коллективный организатор, но и коллективный пропагандист. Каждый из нас это осознавал. В итоге она у меня получилась неплохой. Буровая была, если судить по сегодняшним меркам, как бы самодельная. Разумеется, двигатели, лебедка, ротор, вертлюг и ключи были заводские, остальное - кустарного производства.
Спуско-подъемные операции производились с помощью кулисного механизма, компенсаторы для грязевого насоса были сварены вручную из 10-дюймовых труб, бурильные свечи собраны разной длины, некоторые 27 метров, некоторые - 23. Сама бригада состояла из наскоро обученных буровиков.
Оплата труда буровой бригады производилась за "метры", поэтому каждый бурильщик старался успеть до приезда сменщиков пробурить пару лишних метров. Помню случай, когда наш бурильщик второпях, в погоне за тем самым лишним метром оставил шарошки от долота на забое.
Буровой рабочий, кем я и был, отвечал за желобную систему и глинистый раствор. Самое тяжелое время наступило, когда добурили до кыновских глин. Желоба для циркуляции глинистого раствора имели так называемые "карманы" - углубления по полметра, где оседала выбуренная порода. Сегодня возле любой скважины заметно возвышение. Это - результат труда буровых рабочих, в том числе и моего. Возвышение образовывалось из частиц выбранной породы, очищенной из желобной системы совковой лопатой в далеком 1952 году.
В следующий раз я встретился со своей первой скважиной через 30 лет, уже на субботнике по уборке урожая. Капуста на поливных землях совхоза "Нефтяник" уродилась отменная, и мы, сотрудники отделов ремонта скважин и бурения, трудились наравне с качалкой скважины №505. Только она ни на минуту не прекращала добывать "черное золото", мы же иногда останавливались на перекур.
Вот официальные данные по скважине №505. С 1953 по 1999 годы добыча нефти составила 815 тыс. 637 тонн нефти. Ее последний дебит по нефти - 8 тонн в сутки.