Нефтегазовые новости / Технологии /
Использование системы рекуперации для улучшения экологической безопасности автозаправочных комплексов
Использование системы рекуперации для улучшения экологической безопасности автозаправочных комплексов
Новость от 12.07.2016, добавлена в 12:40 в категории: Технологии3279 просмотров 0 комментариев
Согласно планам Правительства Российской Федерации, к 2020 году снижение общего уровня загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов должно составить 20%. Для достижения этой цели сейчас разрабатывается и внедряется большое количество мероприятий и инициатив. Немаловажную роль в процессе снижения загрязнения атмосферы должно сыграть и снижение валового выброса углеводородов автозаправочными комплексами.
Мировой опыт показывает, что вклад автозаправочных комплексов (АЗК) в общий суммарный уровень загрязнения воздуха населенных пунктов варьируется от 10% до 15%, что, безусловно, оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. В качественном составе выбросов АЗК преобладает смесь предельных углеводородов группы С1-С5 и С6-С10, что составляет 70% и 25% от общего валового выброса АЗК соответственно.
Эти данные подтверждают российские исследования, а также статистика ТНК-ВР. В зависимости от мощности объекта, общий валовый выброс одного АЗК Компании варьируется от 1 т до 22 т в год, при этом качественный состав выброса соответствует мировым и российским показателям – углеводороды группы С1-С5 составляют до 66% выброса, С6-С10 – до 24%.
Сегодня существует два комплекса воздухоохранных мероприятий, которые позволяют существенно снизить объемы выбросов загрязняющих веществ АЗК в атмосферный воздух населенных пунктов: это планировочные мероприятия, такие как соблюдение санитарно-защитной зоны (СЗЗ), и технологические – например, оснащение дыхательных клапанов специальными устройствами и использование системы улавливания и отвода паров моторного топлива (системы рекуперации). Опыт ТНК-ВР показывает, что при возможности обеспечения нормативной СЗЗ для АЗК необходимость в технологических мероприятиях отпадает – этот вывод подтверждают и результаты производственного лабораторного контроля качества атмосферного воздуха в районе размещения АЗК. Однако в условиях плотной застройки, где требуется обоснованное сокращение нормативной СЗЗ – как, например, в Москве и Московской области – использование технологических мероприятий является крайне актуальным.
Исторически ТНК-ВР использует систему рекуперации паров моторного топлива не только как способ сокращения СЗЗ, но и как возможность реализовать собственные планы, направленные на улучшение состояния окружающей среды в районах размещения объектов Компании. Используемая в данном случае система рекуперации позволяет существенно снизить существующие фоновые показатели качества атмосферного воздуха.
Неуловимых нет
Система рекуперации – это совокупность оборудования и аппаратуры, предназначенных для улавливания паров моторного топлива от резервуаров и топливораздаточных колонок АЗК.
Упрощенно технологическая схема рекуперации, применяемая на объектах Компании, выглядит следующим образом: благодаря особой технологии, действующей как «балансная» система, пары, образующиеся при «большом дыхании» (сливе топлива из бензовозов), вытесняются топливом из резервуара АЗК и возвращаются в специально оборудованный бензовоз. В транспортной компании ТК «Апрель» (http://tk-april.ru/ethylene), давно уже опробовали и внедрили данную систему при отгрузках этиленгликоля высшего сорта (ГОСТ 19710-83). Перед тем как ввести систему рекуперации в эксплуатацию, все АЗК Компании должны пройти установленную процедуру государственной экспертизы проектных решений, в том числе в части эффективности используемой системы рекуперации.
Для того чтобы установить систему рекуперации, АЗК и бензовозы оборудуют специальными техническими средствами. На АЗК устанавливают:
дыхательный клапан (трехдюймовый для бензинов и двухдюймовый для дизельного топлива);
соединительную арматуру для подключения шланга бензовоза;
трубопроводы системы вентиляции паровозврата;
запорную арматуру;
огнепреградители.
В свою очередь, на бензовозах устанавливается специальное оборудование паровозврата:
вентиляционный клапан;
газовый коллектор;
шланг паровозврата;
муфта паровозврата;
клапан отвода паров.
При сливе топлива в резервуар АЗК бензовоз подсоединяется к наполняющим шахтам двумя шлангами со специальными разъемами. Один из шлангов предназначен для слива топлива, второй – для возврата паров топлива из резервуаров обратно в бензовоз. При этом подсоединение шланга паровозврата производится до подключения шланга слива топлива, а отсоединение происходит в обратном порядке.
ТНК-ВР применяет системы рекуперации и при «малом дыхании» (заправке автомобилей топливом на АЗК), но в существенно меньшем масштабе. Согласно подсчетам Компании, доля выброса загрязняющих веществ при «малом дыхании» составляет не более 3% от общего выброса на один АЗК, поэтому применение рекуперации в данном случае является нецелесообразным как с природоохранной, так и с экономической точек зрения. На данный момент системами рекуперации оснащены 91% из 220 АЗК, эксплуатируемых ТНК-ВР в Московском регионе, и 100% объектов, работающих под брендом ВР.
Система рекуперации является наиболее эффективным и перспективным природоохранным технологическим решением в комплексе используемых в настоящее время воздухоохранных мероприятий, что подтверждается результатами многочисленных исследований зарубежных и российских авторов. По данным ТНК-ВР, при сливе топлива из бензовозов в резервуары АЗК эффективность системы составляет от 97% до 100%. С учетом того, что доля «большого дыхания» в общем суммарном выбросе АЗС составляет не менее 60%, система рекуперации позволяет более чем вдвое снизить общий выброс АЗК в районе его размещения, таким образом, снижая неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.