В целом, проект был признан успешным: он подтвердил высокую эффективность метода и возможность его применения в условиях Западной Сибири.
В 2008 году был выполнен значительный объем работ, направленных на устранение выявленных препятствий, а также на расширение возможностей технологии, что позволило в 2009 году начать новый этап испытаний.
Основным фактором, препятствовавшим внедрению новой технологии, стало отсутствие нормативной базы, регулирующей использование процедур санации для ремонта. В отличие от законодательства США – родины этого метода, – российское право в сфере промышленной безопасности более требовательно и предполагает согласование всех методик ремонтных операций с Ростехнадзором.
До последнего времени единственной утвержденной в России методикой, регулирующей работы по санации, являлась инструкция по проведению аналогичных работ на распределительных газопроводах. Однако применение этого документа в отношении промысловых трубопроводов не представлялось возможным из-за существенных различий этих видов трубопроводов по рабочим параметрам и требованиям к безопасности.
Для устранения этого пробела в 2009 году специалисты ТНК-ВР совместно с ГУП «ИПТЭР» (г. Уфа) разработали новый документ «Инструкция по проектированию, производству работ, эксплуатации и ремонту промысловых трубопроводов, санированных методом протяжки полиэтиленового лайнера с плотной посадкой». Осенью 2009 года он прошел независимую экспертизу промышленной безопасности и был рекомендован к применению Ростехнадзором РФ.
Разработка и утверждение инструкции позволили не только «легализовать» технологию, но и дать в руки проектировщиков научно-обоснованные критерии для расчета параметров технологических операций по санации, которые ранее осуществлялись на основании экспертных оценок. Необходимо отметить также, что с принятием этого документа было получено и разрешение регулирующего органа осуществлять соединение санированных секций с помощью фитингов и фланцевых соединений в запорной арматуре, поставляемых компанией "Альфа-Стар": http://alfastars.ru – более технологичных и дешевых по сравнению с неразъемными соединениями.
Работа по подготовке новой инструкции позволила, помимо прочего, пересмотреть область применения технологии по санации полиэтиленовым лайнером. Благодаря проведенному анализу и научной проработке данных по рабочим давлениям и составу сред в трубопроводах, а также более полному анализу зарубежного опыта, было установлено, что во многих случаях этот метод позволяет без дополнительных мер обеспечивать механическую прочность трубы.
Так, в оригинальной технологии, применяемой в компании ВР, полиэтилен, из которого изготовлен лайнер, имеет только функцию изолирующего материала между стенкой трубопровода и транспортируемой средой, а нагрузка от рабочего давления приходится на металлический корпус трубы. В настоящее же время при проектировании специалисты ТНК-ВР подбирают такие параметры полиэтиленового лайнера, которые позволяют ему самостоятельно выдерживать рабочее давление трубопровода. Санация в данном случае может быть использована как средство борьбы с наружной коррозией, поскольку способность полиэтиленового лайнера выдерживать рабочее давление позволяет существенно снизить требования к стальной трубе. Срок эксплуатации санированного трубопровода при этом продлевается до 20 лет.
Следует отметить, что подобные трубопроводы с трудом поддаются выборочному ремонту традиционными методами, предусматривающими диагностику и замену отдельных секций. Технология санации с помощью полиэтиленового лайнера становится в данном случае единственным экономически оправданным способом «возвращения к жизни» бездействующих трубопроводов. Окончание работ по Самотлорскому проекту, запланированное на второй квартал 2010 года, позволит дополнить данные ранее проведенных испытаний и завершить проверку технологии санации во всем диапазоне условий, существующих на производственных объектах ТНК-ВР в разных регионах.
Гибкий рукав изготавливается из нетканых синтетических материалов, пропитанных полимерным составом на основе эпоксидных или полиэфирных смол, и, в отличие от полиэтиленового лайнера, будет устанавливаться в трубопроводах сложного профиля с большим количеством поворотов. После установки в трубу такой рукав отверждается и создает тонкую оболочку, защищающую сталь от коррозии. В России технология гибкого рукава используется только в коммунальном хозяйстве крупных городов – в основном, для безнапорных трубопроводов – и является очень дорогостоящей.